Портрет двух мужчин. Диана Арбус.

В ее жизни, ее фотографиях, ее смерти не было ничего несущественного или банального…

Ричард Аведон

Вряд ли в истории мировой фотографии существует личность настолько противоречивая и трагическая, в такой степени непохожая ни на кого. При этом ее как боготворят, так и проклятьями засыпают. Одни подражают ей, а другие напротив, избегают всеми силами. Кто-то застывает возле ее фотографий, рассматривая их часами, а кто-то скорее старается отойти от них. Что ж, творчество этой неординарной женщины, а речь о Диане Арбус, по-любому не оставит никого равнодушным. Как, собственно, любая представительница когорты известных женщин-фотографов.

В детстве будущей фотохудожницы, появившейся на свет в самодостаточной еврейской семье, не было никаких потрясений и эксцессов. Не пришлось ей бороться и с какими-то внешними воздействиями. То есть, ей нечего было преодолевать. И это обстоятельство, по словам исследователей, решило в дальнейшем ее судьбу. Она не начала заниматься серьезно живописью, поскольку для девочки это было чересчур просто. А вот выйти замуж в 18 лет, влюбившись еще в тринадцатилетнем возрасте в А.Арбуса, работающего в магазине ее отца, вопреки воле родителей она смогла. Прославив затем фамилию своего мужа на века.

Аллан Арбус, мечтавший с детства о сцене, и далее работал продавцом, подрабатывая параллельно фотографом. Кстати, это из его рук молодая супруга, почти сразу после свадьбы, получила первый фотоаппарат. Он же научил и азам фотографии. Супруги, открыв вскоре студию модного фото «Диана и Аллан Арбус», разделили обязанности. Диана была художественным руководителем и стилистом, а Аллан взял на себя все, что касалось технических сторон съёмки. Несмотря на то, что все это им обоим не нравилось, результатами работы они оба были довольны, даже оставаясь совершенно разными. Студия супругов процветала. В адрес супругов сыпались похвалы. Но молодая женщина искала себя в мире моды и рекламы, и нашла. Но слава, как и к ее коллеге по фотокамере Энни Лейбовиц, о которой я писала несколько постов назад, пришла позднее…

Фотография. Диана Арбус.

Закрыв студию, Диана с мужем уехала в Европу. Пытаясь найти учителя, она встретила Лизетт Модел, оказавшую на нее поразительное влияние. Всего трех сессий с ней хватило Диане, чтобы стать классным фотографом. Ведь с этого момента ее фотографии стали звучать совершенно по-иному. Вот тогда наша героиня превратилась из фотографа мира рекламы и моды в ту Диану Арбус, которая восхищает нас сегодня своими работами. Лизетт Модел не скрывала своей гордости за свою ученицу, говоря, что у той уже через 4 месяца проклюнулся свой стиль.

Брак Дианы и Алана распался. Хотя развод состоялся лишь через 10 лет, поскольку они оставались друзьями. Диана доверила бывшему супругу ведать ее финансами и следить за нормальной работой ее фототехники. Но все ж спектр ее фотографических наклонностей очень изменился. Диана проявляет живой интерес к реальности, стараясь запечатлеть все, что вокруг ее окружало, на манер тех же Анри Картье-Брессона или Юджина Смита.

Диана бесконечно кружит улочками города в поисках героев будущих фотошедевров в самых разных слоях общества, «фотографируя уродов»… Хотя ее персонажей нельзя было назвать «уродами». Это была, очевидно, часть легенды, которая родилась по смерти художницы. Ведь на большинстве ее знаменитых фотографий запечатлены самые обычные люди в обычных ситуациях. Только фотограф был необычным, который все время пытался навести порядок в самой себе.

Портрет мужчины. Диана Арбус.

Кстати, такое вот наведение порядка отбирало у нее массу времени. Например, мальчик с гранатой стоял по ее просьбе на месте, а она бегала вокруг него с фотоаппаратом в поисках правильного ракурса. Когда измученный парнишка вскричал: «Да снимите же скорее!». Это болезненное стремление сконцентрироваться и наполнило взрывной силой ничем не примечательный кадр. Несколько часов беседы с глотательницей мечей Сандрой Рид и 45 минут самой фотосъемки стоили того! Мастер фотопортрета тратила на интересную модель массу времени, «втираясь» в доверие тем. Ее допускали к себе в дом даже незнакомые люди, раскрывая перед ней душу, обнажаясь и духовно, и физически перед ее объективом.

Мальчик с гранатой. Диана Арбус.

После расставания с супругом Диана продавала фотографии со своими фоторепортажами в Harper’s Bazaar, New York Times и проч. Здесь было опубликовано почти за 20 лет порядка 300 статей, проиллюстрированных фотографиями Арбус. Она была редким репортером, кто был способен вынудить журналы принять ее свой стиль и свое видение.

Смотришь на ее новые работы, вернее, на работы новой Дианы, или, как ее окрестили, пионера новой фотографии, и не можешь не заметить воистину взрывную их силу воздействия. На них достаточно быстро начинает обращать внимание широкая публика и когорта художественный критиков. Следуют одна за другой выставки, гранты, новые победы и проекты. Но Диана, будучи самой известной и популярной в мире фотографии США, к моменту своей смерти остается очень больной и несчастной… Настолько, что она устает жить, и накладывает на себя руки… Став по-настоящему знаменитой именно после этого рокового шага… Собирая своими работами в разных музеях Канады и США миллионы зрителей… Добившись того, что искусствоведы посвящают ее творчеству книги. Что мир знакомится все с новыми и новыми фотоальбомами. Что о ней снимают кино.

Увы, но история самоубийства обрастает легендами, о нем подолгу говорят, анализируя  последние записи великой фотохудожницы в дневнике, ее переписку и разговоры с друзьями. Говорят, что  она, приняв большую дозу барбитуратов и вскрыв вены, снимала разные этапы своего ухода из этой жизни. Было ли это так? Никто об этом никогда уже не узнает…