Фотография. Грегори Колберт.

Фотография – это не одно лишь нажатие кнопочки

Не сомневаюсь в том, что фотография для большинства всего лишь снимок, запечатлевший, по их мнению, просто какой-то миг из жизни. Конечно, и я почти так думала. До определенного момента. Пока не поняла, что фотография – это в такой же степени искусство, как и, скажем, живопись, музыка, литература. Ведь она тоже трогает, волнует нашу душу… Она нам много может рассказать и о человеке по ту сторону объектива, о его творческом видении, о его взглядах и настроениях и как о художнике, прежде всего. Ведь снимок – это не простое нажатие кнопочки. По себе знаю – если цифровик меня не подведет, я всегда стараюсь уловить интересный момент и потом передать в фото свои эмоции и настрой. Совершенно случайно наткнулась на работы Грегори Колберта, одного из самых знаменитых фотографов современности, потрясшего своими работами весь мир.

Он – канадец. В детстве не проявил особых талантов, но читать просто обожал, проводя все свое свободное время в школьной библиотеке. После школы будущая знаменитость во многих профессиях попробовал себя. Но безуспешно, потому и вернулся к тому, что было близко. К ней, к литературе. Да не просто читать, а, удалившись на далекий остров, начать писать. Превратности судьбы, вместо необитаемого острова, посылают Грегори Париж. Когда желание показать себя на писательском поприще не увенчалось успехом, Колберт уходит с головой в режиссуру. Вот тут-то, сняв ряд картин про проблемы современности, он и увлекается фотографией.

Грегори Колберт. Поиски себя

Фотография. Грегори Колберт.
Хотя его фотоработы и не были замечены на его первой выставке «Волны Времени», прошедшей в швейцарском музее Elysee, Колберта таки заметили коллекционеры. Кстати, фотограф, как поговаривают, умудрился уничтожить почти все свои работы с той выставки. Никто не знает, что да как, но Колберт решает исчезнуть из цивилизованного мира. Посвятив себя новому оригинальному проекту, Грегори в течение десяти лет путешествует по всему миру. Где он только не побывал! И, как результат, он запечатлел свыше 130 видов животных – слонов, китов, ламантинов, священных ибисом и проч. В числе его моделей были даже дервиши, аборигены и бирмские. От Колберта никто так и не услышал о подробностях его круиза по миру, окруженных ореолом какой-то таинственности.

«Пепел и снег» – окно в мир!

Результаты его титанического труда мир увидел лишь в 2002 году. «Пепел и снег» – так называлась его экспозиция, представленная в Кочующем музее Венеции.

Фотография. Грегори Колберт.

Я видела кое-что из 50 широкомасштабных фоторабот. Оторваться от них сложно. И дело даже не в технике (автор нанес фото на японскую бумагу ручной выделки энкаустическим способом, речь о способе, относящегося к живописи восковыми красками). И не в том, что они не были подписаны, видимо, для придания фотокартинам еще большего смысла и для более серьезных размышлений над ними.

Да даже не красота меня удивила. Для меня лично каждое увиденное фото стало настоящим окном! Как и фото К. Картера, о котором написал один из здешних авторов. Фотографии, выполненные в тонах сепии и умбры, погружали в особое состояние тишины и покоя.  Возле них просто отдыхаешь душой. Это как некая остановка на пути. Какое-то замирание на бегу для того, чтобы оценить, насколько никчемна наша повседневная суета. Смотришь на эти фото, и сам застываешь в этой абсолютной тишине, ценя и ту своеобразную прелесть, которая таится в этой застывшей молчаливости и неподвижности. Но, что еще интересно, так это восторг, не покидающий тебя все время. Прежде всего, от ощущения такой ощутимой сопричастности с планетой…

Фотография. Грегори Колберт.

…Мир без начала и конца

Посмотрите хорошо на эти снимки, и увидите, что их автор добился своей задумки – представить в них «весь мир без начала и конца». Кроме того, как он и мечтал, лично для меня конечным результатом и стало ощущение чуда, состояние надежды, спокойствия и созерцания…

Фотография. Грегори Колберт.